Поэт

Дмитрий Кленовский (1893-1976)- поэт, выпускник Царскосельской

Десятки критиков и литераторов, дружно оценивавших его, как одного из лучших русских лириков второй половины ХХ века, наиболее часто повторяли эпитеты "чистый" и "светлый". В том, что они были правы, вы вполне можете убедиться, познакомившись со (1893-1977).   Его настоящая фамилия была Крачковский. Он родился в Санкт-Петербурге в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер. Атмосфера семьи, естественно, во многом определила уровень культуры и эрудиции поэта. Родители часто бывали за границей - Франция, Италия вошли в сознание Дмитрия Иосифовича. А кроме того, он учился в , этом детище Иннокентия Анненского, сам воздух которой, казалось, воспитывал поэтов.   В 1916 году вышла его первая книга стихов "Палитра". Следующих сборников, а их потом было много, пришлось ждать долго: от времен серебряного века до второй эмиграции, начавшейся для многих, побывавших в плену или угнанных на работу в Германию, после 1945 года. В 1917 году он служит в Москве, посещает литературные и философские собрания, слушает Белого и Волошина. С наступлением новых времен поэт понимает, что возможность свободно писать и говорить ушла безвозвратно, и уезжает на Украину, где работает в Радиотелеграфном агентстве в Харькове. А во время немецкой оккупации в 1942 году бежит в Австрию. Там стихи опять приходят к нему.  Всего с 1950 по 1977 у Дмитрия Кленовского вышло 11 поэтических сборников. Он очень уединенно жил в Траунштейне (Бавария) и до последнего дня писал - один из последних свидетелей дореволюционного литературного Петербурга и один из самых выдающихс мастеров слова русской эмиграции.  Виктор ЛЕОНИДОВ,                  зав. библиотекой-архивом Российского Фонда культуры.  В 1913-1917 году Дм. Крачковский изучал  изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете (1913 - 1917), увлекался антропософией. Начал печататься с 1914 года, публикуя стихи в Петербургских журналах. Свой первый сборник "Палитра" он издал в Петрограде,  в 1917 году, под настоящей фамилией Крачковский.  В 1928 году, в Харькове, женился на Маргарите Гутман. Во время немецкой оккупации супруги перебрались  в Германию, воспользовавшись немецким происхождением М.Д.Гутман. С 1947 года, под псевдонимом Кленовский  публиковал стихи в "Новом журнале", с 1950 г. в журнале "Грани". В Германии Дмитрий Иосифович жил на материальное пособие, отдавая все силы и время творчеству. Здесь он выпустил 11 поэтических книг: "След жизни" (1950),  "Навстречу небу" (1952); "Неуловимый спутник" (1956), Прикосновение (1959), "Уходящие паруса" (1962), "Разрозненная тайна" (1965), "Стихи. Избранное." (1967), Певучая ноша (1969), "Почерком поэта" (1971), "Теплый вечер" (1975),  "Последнее" (1977). В 1980 г., в Париже, вышел первый том его собрания стихотворений (Собрание стихов. В двух томах). Кроме того, Дм.Кленовский  написал ряд статей о русской литературе, . Опубликована его переписка  с архиепископом Иоанном (Шаховским) (Париж, 1981), с Геннадием Паниным (Новый журнал. - Нью-Йорк. 1997, Кн. 206, 207), с  В.Ф.Марковым (Диаспора: новые материалы. - СПб., 2001. - Вып. 2) и с И.С.Топорковой (Звезда. - СПб., 2002. - N 1). Заметное место в творчестве Кленовского занимает тема Петербурга и Царского Села: это стихи - сон, стихи - воспоминания, стихи - мираж. Параллельно с образами города (Каменный остров, стрелка) возникают образы Пушкина, Гумилева, которые были для него "дороже всех". О Петербурге: цикл "Стихи о Петербурге"; "О, только бы припомнить голос твой...". О Царском Селе: "Долг моего детства"; "Не забытое, не прощенное", "Когда я мальчиком с тобой дружил", "Царскосельская гимназия", "Царскосельский сон". Недаром, в публикуемом ниже предисловиии  к сборнику "След жизни", Нина Берберова называет Дмитрия Кленовского "Последним царскоселом".  В настоящее время творчество Кленовского считается подлинной классикой русского зарубежья.  Кирилл Финкельштей по материалам статьи Вольфганга Казака "К жизни через преодоление смерти" (Лит. учеба. - М., 1995. - №5/6) и др. источников.   ПОЭТ Д.КЛЕНОВСКИЙ Предисловие к сборнику стихов не ставит себе целью объяснить или представить поэзию, заключенную в этих стихах. Оно пишется для того, чтобы сказать несколько слов о самом поэте. Поэзия не нуждается ни в пояснениях, ни в комментариях: она говорит с читателем своим собственным, высоким и неповторимым языком. Но поэт... Кто он? С кем предстоит нам встреча? Откуда пришел он, где выносил эти стихи? Ответ о Кленовском может быть дан в двух словах: он — . И этого короткого определения достаточно, чтобы читатель немедленно был втянут в стихию поэта. Последний царскосел — таким нам открывается его лицо. Воспитанный акмеизмом, Д. Кленовский с большой строгостью к самому себе находит свою форму. Мы знаем поэтов, идущих в своем творчестве от мысли, от слова, от образа, от звука. Каждый из этих четырех путей несет свои радости и свои трудности. Кленовский идет первым из этих путей: его вдохновение „умственно”, как оно когда то было умственно у Тютчева, у Ходасевича, у целого ряда других русских поэтов. В поэзии своей он не „поет”, не „играет” , не „рисует”, он размышляет. Но в отличие от прежних „поэтов мысли”, он занимается этим не в уютном кабинете, не в собственной башне, но на больших дорогах. Он — философ больших дорог, на которые его закинула страшная судьба русского человека. Вдоль и поперек Европы ходит он, этот поэт, выросший в тени Пушкина и Анненского, видевший в детстве Гумилева; он ходит, овеянный тяжелым, сумрачным вдохновением. Одна из наиболее дорогих ему тем, тема в основе своей символическая: о знаке, которым отмечен человек, сам не подозревая, что этот знак значит. Эту тему Кленовский осмысливает не только поэтически, но и философски, и в свете этого осмысливания, поэт сам становится носителем вещей отметины, всю глубину которой узнать ему, несмотря на все его усилия, не дано. В том месте, где „при кликах лебединых" Пушкину являлась его муза, иная муза явилась впервые и Кленовскому и вручила ему лиру, от которой сейчас остались одни обломки. Но глубокий внутренний опыт остался живым, и никакие бедствия его у поэта не отнимут. И данный музой таинственный знак будет пронесен им сквозь всю жизнь. Всякая книга сейчас, в условиях нашей жизни, есть чудо. Чудо и эта тоненькая книга, которая как бы прикрепляет ее автора к месту ее издания. На самом деле: ни Брюссель, ни Париж, ни Нью-Йорк не могут ни сейчас, ни впредь почитаться прочным пристанищем Кленовского. Он — последний царскосел, гонимый по миру. И потому, не только в стихах его, но и в самой его судьбе, слышим мы подлинную поэзию, отгадывание вещего знака.                                                                                                                                                               Н.Берберова.          Париж, 1950 г. 1902 году Иосиф Крачковский жил в Петербурге на Малой Морской д.14. (Весь Петербург, 1902). В экспозиции Историко-литературного  музея г. Пушкина представлены фотографии и личные вещи  Дмитрия Иосифовича Кленовского.              

Похожие статьи:

Используются технологии uCoz