Поэт

Имидж ¹5: Поэт и его лирический герой. Н.С. Гумилев "Капитаны

О.С. Лоскутникова Поэт и его лирический герой. Н.С. Гумилев «Капитаны» 3-.-0.2004 Тема урока: Поэт и его лирический герой. Н.С. Гумилев «Капитаны» Цели урока: Дать представление о личности и поэзии Н. С. Гумилева. Закрепить умение анализировать художественный текст. Выявить своеобразие создания лирического героя автором поэтического текста. Развивать творческие задатки, возбуждать положительные эмоции в процессе обучения. Оборудование урока: Портрет Н. Гумилева Индивидуальный раздаточный материал для самостоятельной работы. Рисунки детей на тему: «Какой я вижу Африку», выполненные учащимися дома. Ход урока (Звучит фрагмент записи « Звуки океана» из серии «Звуки живой природы». Их сменяет отрывок из произведения Ванессы Мэй «Бушующее море»). Вступительное слово Море... Набегающая волна, разбивающаяся о прибрежные скалы, и, почти мгновенно, стихия: устрашающая, зловещая. Но все это - море. Оно не может не притягивать своей неповторимостью, красотой, непокорностью. Море - это мечта многих мальчишек, которые потом становятся известными путешественниками и отважными капитанами. (Аудиозапись стихотворения Н. Гумилева «Капитаны»). Капитаны На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Шелестят паруса кораблей. Открыватели новых земель. Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. Солью моря пропитана грудь. Отмечает свой дерзостный путь. И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт. Клочья пены с высоких ботфорт. Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыплется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет. Пусть безумствует море и хлещет, Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд, Неожиданно бросить фрегат. Меткой пулей, острогой железной Охранительный свет маяков? Такое романтическое стихотворение мог написать только мечтатель, человек с большим пламенным сердцем. ...Любил он ветер с юга, В каждом шуме слышал звоны лир, Говорил, что жизнь - его подруга, Коврик под его ногами - мир. Н. Гумилев «Память» Именно таким был Николай Степанович Гумилев: путешественник, воин, аристократ, поэт. С его творчеством мы познакомимся на сегодняшнем уроке и узнаем, как поэт создает образ лирического героя. Каким человеком был Н.С.Гумилев? Читать он выучился сравнительно поздно - в шесть лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья, знакомые. Родителям пришлось договориться с букинистами. С тех пор его комната стала наполняться книгами... У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день, другой и завянут, У меня не живут цветы. Да и птицы здесь не живут, Только хохлятся скорбно и глухо, А наутро - комочек из пуха... Даже птицы здесь не живут. Только книги в восемь рядов, Молчаливые, грузные томы, Сторожа вековые истомы, Словно зубы в восемь рядов. Чтение становится любимым занятием. В четырнадцать лет он увлекается философией. Начитанность и образованность его были удивительны. С детства он проповедовал кодекс средневековой рыцарственности. Главными понятиями для него навсегда стали: честь, любовь, независимость. Его любимым писателем был Оскар Уайльд, любимыми литературными героями - Дон Жуан и мужественные герои произведений Киплинга. Гумилев не просто восхищался отважными людьми, он и сам был таким. Когда началась Первая мировая война, он, несмотря на то, что ранее был освобожден от военной службы по зрению, сразу решил идти на фронт. И в реве человеческой толпы, В гуденье проезжающих орудий, И побежал, куда бежали люди... О храбрости его ходили легенды. В чем секрет его необыкновенной отваги? Может быть, он мечтал о смерти в бою? Или был уверен в том, что суждено умереть иначе? Есть так немного жизней достойных, Но одна лишь достойна смерть. Николай Гумилев был дважды награжден Георгиевским крестом IV степени. Это была самая почетная воинская награда того времени. Он любил искушать судьбу: был участником нескольких дуэлей, любил ездить верхом на необъезженных лошадях, участвовал в опасных путешествиях. Он думал, что умрет в 53 года, но судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв цифры местами. Гумилева расстреляли, когда ему было 35 лет. Расстреляли за «недоносительство». Разве мог быть доносчиком этот мужественный, гордый человек? Он умер, как и предсказывал: И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Потонувшей в густом плюще. Он не боялся смерти, шел наперекор судьбе. Герои стихотворений Н.Гумилева - упрямые и сильные люди, отважные мечтатели, первооткрыватели, путешественники. Поэт всегда следил по карте за маршрутом путешественников, а с 1906 года начал путешествовать сам. Франция, Италия, Греция, Швеция, Норвегия... Но больше всего он любил загадочную, экзотическую, непознанную Африку. Давайте посмотрим, какой представили Африку вы. (На доске выставка рисунков, выполненных учащимися дома) А знаете, что нравилось Гумилеву в Африке? Он писал: «Самое ужасное - мне в Африке нравится обыденность... Быть пастухом, ходить по тропинкам, вечерами сидеть у плетня», «...буду снова я, - простой индеец, задремавший в священный вечер у ручья...» ( Чтение учеником отрывка из стихотворения « Вступление».) Оглушенная ревом и топотом, Облеченная в пламя и дымы, О тебе, моя Африка, шепотом В небесах говорят серафимы. Обреченный тебе, я поведаю О вождях в леопардовых шкурах, Водят полчища стройных и хмурых. О деревнях с кумирами древними, Что смеются с улыбкой недоброй, И о львах, что стоят над деревнями И хвостом ударяют о ребра. Там, где нету пути человеку, Там назвать моим именем, черную, До сих пор не открытую реку. Гумилев ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой... Он всегда смело шел навстречу испытаниям. Именно таким обычно мы представляем капитана корабля, человека, которого много опасностей ждет на пути, но он ведет свой корабль к заветному берегу. 2. Самостоятельная работа по учебнику. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на прекрасном корабле с отважным капитаном, образ которого создадим сами. Каким вы представляете капитана корабля, покоряющего просторы морей? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте самостоятельно стихотворение «Капитаны» и выполните задание на стр. 466 - 467 (Учащиеся работают 10 минут). Проверка выполненного задания. 1.Каков портрет лирического героя? Капитан - первооткрыватель. Мужественный, решительный, уверенный в себе. Он любит рисковать, поэтому его путь автор называет «дерзостным». Капитан - романтик, в путь его зовет не жажда добычи, наград, а желание открывать новые земли, преодолевая все преграды. Наверное, он одинок. Все, что осталось на берегу, для него совсем неважно: «Отряхая ударами трости клочья пены с высоких ботфорт», «отметает» все, что может помешать ему отправиться в путь. 2.Указать особенность сюжета. Перед нами как бы мозаика, несколько ярких картин из жизни капитанов: преодоление трудностей во время путешествий (опасных течений и мелей); бунт на корабле; смертельная опасность; победа в боях с пиратами; охота на китов. 3.Анализ художественного текста. Лирический герой Гумилева - исключительная личность. Как автор создает своего героя? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к художественно - изобразительным средствам, которые использует поэт. (Учащиеся работают с раздаточным материалом заполняют таблицу, анализируя текст стихотворения) По окончании работы учащиеся вместе с учителем заполняют аналогичную таблицу, расположенную на доске, что позволяет проверить выполненную работу 4. Подведение итога урока. Наш корабль может спокойно отправляться в плавание, потому что им управляет настоящий капитан. Давайте подведем итоги нашего путешествия. Каким должен быть капитан в понимании Н. Гумилева? А если бы Н.Гумилев написал эпическое произведение, например, роман «Капитаны», как создавался бы образ лирического героя? В чем особенность создания образа лирического героя в поэтическом тексте? Вывод: Образ лирического героя создается поэтом иначе, чем писателем. Писатель создает образ, рассказывая о подвигах своего героя. Поэт главную роль в создании образа отводит художественно-изобразительным средствам, которые позволяют изобразить капитана. 5. Домашнее задание: прочитать стихотворение Ш. Бодлера «Альбатрос». Письменно ответить на вопрос: «Кто является лирическим героем этого стихотворения?»

Похожие статьи:

Используются технологии uCoz