Поэт

Непрофессиональные певцы-поэты

    Доказательства существования у нас непрофессиональных певцов-поэтов, выделявшихся из княжеско-дружинного класса населения, мы находим и в нашем былевом эпосе. О Добрыне, который был знатного происхождения, рассказывается, что переодевшись в костюм профессионального певца-скомороха, чтобы не быть узнанным, он явился на свадебный пир. Он играл и пел так искусно, что затмил всех профессиональных певцов-скоморохов, присутствовавших на пиру: "Эдакой игры на свете не слыхано, на белом игры не видано". Из другой старины о Добрыне видно, что Добрыня славился своей игрой на гуслях и до появления на свадебном пиру скомороха; когда Добрыня заиграл на свадебном пиру и запел песню, то все цари и царевичи, короли и королевичи удивились игре: до сих пор среди гусельщиков-специалистов не находилось соперника Добрыне, а теперь нашелся "молодой гусельщичок - ен не хуже да Добрыни добра-молодца". Другой дружинник боярин Ставр Годинович был также "мастер играть в гусли яровчаты". Искусством играть на гуслях отличается и богатый знатный гость Соловей Будимирович, приехавший в Киев из заморского города Леденца на своих кораблях. О нем говорится, что он своей игрой увеселяет или свою матушку, или себя самого с дружиной: "Поет песни и гусли играет млад Соловей сын Будмирович". "Тут-то в терему скачут-пляшут, песни поют, в гусли наигрывают, тут-то млад Соловей сын Будимирович со своей дружинушкой хороброей; он сидит Соловей на стуле черленоем, на черленоем стуле, золоченоем, играет молодец, забавляется со своими дружинами хоробрыми." ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЦЫ-ПОЭТЫ      Усложнение русской жизни в связи с развитием разделения труда должно было повести к выделению и обособлению певцов-слагателей в особый профессиональный класс. Возникновение многочисленных княжеских дворов в главных и второстепенных городах, размножение класса дружинников, бояр, богатых гостей создали большой спрос на певцов-поэтов, которые во всякую минуту могли бы увеселить наш правящий класс. Вследствии этого из дружинного класса населения, а затем и из других классов стали выделяться профессиональные певцы-поэты, которые находили себе всегда радушный прием у князей, бояр, богатых гостей и т.д. и за свою игру и пение получали богатые подарки. По-видимому, о таком именно профессиональном певце-поэте сообщается в Ипатьевской летописи под 1240 г.: "Словутьного певца Митусу, древле за гордость не восхотеша служить князю Данилу, раздраного, аки связаного, приведоша". Но особенно драгоценные указания на тип профессионального певца-поэта мы находим в "Слове о полку Игореве". Действительно ли существовал какой-нибудь певец-поэт с именем Боян, или это имя в устах автора "Слова" было нарицательным (от слова "баяти") для обозначения профессионального певца-поэта, во всяком случае в лице вещего Бояна мы имеем тип певца эпохи XI-го века. С какими же чертами является древнерусский профессиональный поэт-певец?

Похожие статьи:

Используются технологии uCoz