Поэт

Виктор Калугин - Поэты - авторы романсов Золотого века (из сб

(из сб.: Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006) АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886) - поэт, публицист, общественный деятель, издатель. Сын автора "Семейной хроники" С.Т. Аксакова, брат одного из идеологов славянофильства К.С. Аксакова, муж дочери Ф.И. Тютчева А.Ф. Аксаковой. Известность Ивану Аксакову как поэту принесла поэма "Бродяга" (1846-1850), ставшая предтечей некрасовской народной эпопеи "Кому на Руси жить хорошо". Современники отмечали как сюжетное сходство двух поэм-странствий по Руси, так и ритмическое - преобладание трехстопного ямба с дактилическими окончаниями. На Аксакова возлагали большие надежды. В основном сбывшиеся, но не в сфере поэзии. Закончив в 1842 году Училище правоведения, он успешно продвигался по службе, но в письме к родным признался: "Закабалить на 25 лет службы, чтоб на 26-й проснуться, все равно, что заложить на время душу черту, - плохое дело для души". В двадцать восемь лет он подает в отставку, уже будучи автором "Бродяги", отрывки из которой впервые увидели свет в третьем номере "Московского сборника" (1852). В этом же номере он выступил с заметкой "Несколько слов о Гоголе" и программным стихотворением "Могучим юности призывам... ", а на титульном листе значилось его имя как редактора. Вскоре после выхода он напишет: "Сборник имеет успех громадный, а шум - и того больше. Все поражены его честной физиономией и считают это дерзостью, ибо честные физиономии в наше время непозволительны". За что и поплатился. Четвертый номер был запрещен, а его, как редактора, лишили права редактировать какие-либо издания. Так в тридцать лет он оказался вообще не у дел - вне службы и вне, как он выражался, "общественной деятельности в литературе". Этот запрет был снят лишь в царствование Александра II. Возобновляя издательскую деятельность, он напишет: "Неужели еще не пришла пора быть искренним и правдивым? Неужели еще мы не избавились от печальной необходимости лгать или безмолвствовать? Когда же, Боже мой, можно будет, согласно с требованием совести, не хитрить, не выдумывать иносказательных оборотов, а говорить свое мнение прямо и просто, во всеуслышание?.." В 60-е годы он стал редактором-издателем и основным автором газеты "День", обретя себя в публицистике. Вершиной его общественной и публицистической деятельности стала поддержка национально-освободительного движения славянских народов. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов он руководил сбором средств, покупкой и доставкой оружия, даже выдвигался на болгарский престол, его именем в знак благодарности назвали одну из центральных улиц в Софии. Публицистическое наследие Ивана Аксакова составило семь объемистых томов. Историко-литературное - наиболее полная биография Ф.И. Тютчева по семейным архивам. Эпистолярное - три тома писем. Поэтическое наследие (по объему) гораздо скромнее - один сборник, вышедший в 1886 году. Посмертно. Поэзия так и не стала для него основным призванием. "Свеж и неиссякаем был бы источник поэзии во мне: бил бы он постоянным ключом", - признавался он. Но все это нисколько не умаляет значения Ивана Аксакова как одного из ярких поэтических имен 40-50-х годов XIX века. Подтверждение тому - романсы, созданные на его стихи А.А. Алябьевым, А.Л. Гурилевым, М.А. Балакиревым и другими композиторами. Большой популярностью пользовалась детская хоровая песня: "Приди ты, немощный, /Приди ты, радостный! /Звонят ко всенощной, /К молитве благостной..." (из поэмы "Бродяга". Музыка Н.А. Соколова, А.А. Оленина и других композиторов). АММОСОВ Александр Николаевич (1828-1866) - поэт. В 1845 году по окончании Петербургского университета поступил юнкером в Люблинский егерский полк. Случай довольно редкий. Из поэтов только "своекошный студент" словесного отделения Московского университета Лермонтов решился на подобный шаг. С Лермонтовым его роднит и судьба едва ли не самой популярной народной баллады "Хас-Булат молодой", впервые появившейся в печати в журнале "Русский инвалид" ( инвалидами называли ветеранов) в 1858 году - через восемнадцать лет после лермонтовской "Казачьей колыбельной". Этим двум произведениям суждено было воплотить в русской поэзии и музыке трагическую тему кавказских войн. В сражении с горцами Аммосов получил тяжелое ранение. Участвовал в походе в Венгрию (1849), в Крымской войне (1853-1856). Был награжден золотым оружием "За храбрость". Умер, как отмечалось в некрологах, "от последствий ран". В 50-е годы в журналах появились его первые стихи. В 1863 году опубликовал книгу "Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина", имевшую подзаголовок "Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К.К. Данзаса". Сам Константин Данзас не оставил никаких воспоминаний, записи его сослуживца Аммосова, сделанные в 60-е годы, - единственное свидетельство одного из самых главных участников роковой дуэли на Черной речке. Так что имя Аммосова достаточно часто встречается в пушкиноведении. Известность же его, как поэта, связана прежде всего с элегией "Хас-Булат удалой", вошедшей в конце XIX века в репертуар Надежды Плевицкой и ставшей народной. Многочисленные фольклорные варианты "Хас-Булата" записывались в течение всего ХХ века, но в них обычно князь убивает Хас-Булата или кончает жизнь самоубийством. В песенниках встречаются и другие песни на стихи Амосова. Большой популярностью пользовался "Колокольчик" Аммосова-Лядова, продолживший традиции русских ямщицких "Троек". АНДРЕЕВ Александр Николаевич (1830-1891) - драматург, поэт, искусствовед. Своим литературным дебютом он считал пьесу "Маскарад в оперном театре, или Проказы женатого", поставленную в 1846 году в Александринском театре. С тех пор комедии и водевили Андреева, как оригинальные, так и переводные, в течение полувека ставились на столичных и провинциальных сценах, вошли в двухтомник "Театр А.Н. Андреева" (1875). Увлечение театром сочеталось с увлечением изобразительным искусством. На многих искусствоведческих трудах, справочниках, каталогах стоит его имя. Однако славе своей Андреев обязан не театру и не искусству, а московским цыганам. В пушкинские времена самым знаменитым был хор московских цыган Ильи Соколова в "Грузинах" (на Большой Грузинской улице). В 50-60-е годы этот хор возглавлял ученик Соколова Иван Васильев. В рассказе А.А. Фета "Кактус" подробно описан приезд в "Грузины" Аполлона Григорьева. Популярностью своей "Цыганской венгерки" Аполлон Григорьев обязан Ивану Васильеву. В те же самые годы ("Цыганская венгерка", "Любовь цыганки" и "Песня цыганки" Аполлона Григорьева датированы 1857 годом) Иван Васильев и капельмейстер его хора Сергей Штуцман создали цикл "цыганских" романсов на стихи Андреева. Позднее, в поэтических книгах Андреева, изданных в 1860 и в 1879 годах, они получили название "Песни московских цыган". АПУХТИН Александр Николаевич (1840-1893) - поэт, прозаик. Учился в Петербургском училище правоведения вместе с П.И. Чайковским, их дружба и творческое содружество продолжались всю жизнь. "Ты помнишь, как забившись в "музыкальной", / Забыв училище и мир, / Мечтали мы о славе идеальной... / Искусство было наш кумир", - напишет он много позже в одном из поэтических посланий Чайковскому. В 1859 году в некрасовском "Современнике" была опубликована подборка из десяти стихотворений девятнадцатилетнего правоведа, в которых звучали гражданские мотивы. Он вошел в круг ведущих шестидесятников того времени и вполне мог стать одним из самых ярких поэтов "школы Некрасова". Но в период "раскола" оказался по другую сторону баррикад - среди поэтов "чистого искусства". В 1862 году в журнале братьев Достоевских появилось его программное стихотворение "Современным витиям", в котором звучали строки, навсегда закрывшие ему путь в "передовые" журналы: Я устал от ваших фраз бездушных, От дрожащих ненавистью слов! Мне противно лгать и лицемерить, Нестерпимо - отрицаньем жить... Я хочу во что-нибудь да верить, Что-нибудь всем сердцем полюбить! Более двадцати лет имя Апухтина, как и имя Афанасия Фета, не появлялось на страницах печати. Но Фет, порвав с "Современником", по словам современника, "бросился из литературы в фермерство". Апухтин тоже отказался от "типографского станка", сдержав слово: "Никакая сила не заставит меня выйти на арену, загроможденную подлостями, доносами и... семинаристами". Он ни разу не вышел на эту арену, выбрав иную форму жизни поэтического слова - в музыке, в авторской декламации. Это "бремя креста" он пронес до конца, навсегда сохранив верность "чистому искусству" - очищенному от "дидактики". Результат оказался неожиданным. Апухтин выпустил свою первую книгу стихов лишь в 1886 году - через четверть века после своего отказа от "типографского станка". Но к этому времени благодаря романсам он приобрел нисколько не меньшую известность, чем другие знаменитые поэты-современники. Поэтический сборник 1886 года был по сути итоговый, выдержавший при жизни поэта четыре издания. Романсы на стихи Апухтина стали таким же явлением в музыке, как и в поэзии. Подобно Фету, он доказал, что "поэзия и музыка не только родственны, но и неразделимы". Русские композиторы создали более 80 романсов на стихи Апухтина. Романсной классикой стали "Ни отзыва, ни слова, ни привета"; "Ночи безумные, ночи бессонные" Апухтина - Чайковского. Одним из самых популярных "цыганских" романсов до сих пор остаются "Пара гнедых" Апухтина - Донаурова - Пригожего. В этом и в других романсах Апухтина Александр Блок видел символ эпохи - "цыганские, апухтинские годы". БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович (1800-1844) - поэт. Пушкинская плеяда поэтов неотделима от имени Евгения Баратынского. Он вполне мог в 1811 году поступить в Царскосельский лицей одновременно с Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером. Но мать, фрейлина императрицы Марии Феодоровны, предпочла Пажеский корпус. Этот выбор родителей оказался для него роковым. 25 февраля 1816 года по личному повелению императора Александра I он был исключен из Пажеского корпуса "с запрещением принимать в гражданскую и военную службу, кроме как рядовым солдатом". Таковой оказалась цена за игру в шиллеровских "Разбойниках" и "общество мстителей", деятельность которого состояла в школьных проказах против учителей и воспитателей. В результате одной из таких "проказ" исчезли "500 рублей и черепаховая табакерка в золотой оправе". Ничего более чудовищного, чем обвинение в воровстве, для воспитанника Пажеского корпуса не могло быть. Отсюда столь суровый приговор. Без суда и следствия. Эти "судьбой наложенные цепи" он будет влачить всю жизнь. Два с половиной года он провел в Смоленском имении дяди, обретя спасение в стихах. В 1818 году решил воспользоваться единственным оставленным ему шансом и подал прошение о зачислении в солдаты. Так в России стало больше одним поэтом и одним солдатом. Именно в это время его сверстники поэты-лицеисты, благополучно закончив Лицей, образовали "союз поэтов". И вот здесь случилось то, что могло произойти в 1811 году. Судьба исправила роковую ошибку родителей, свела его с Дельвигом, а затем и Пушкиным, Кюхельбекером. Они приняли его четвертым в свой "союз", признав равным в поэзии, соратником и другом. "Прости, Поэт! Судьбина вновь /Мне посох странника вручила; /Но к музам чистая любовь /Уж нас навек соединила!.." - обратится он 18 января 1820 года к Кюхельбекеру, а через год к Дельвигу: "Дай руку мне, товарищ добрый мой, /Путем одним пойдем до двери гроба, /И тщетно нам за грозною бедой /Беду грозней пошлет судьбины злоба". На этот раз судьбины злоба послала ему новые испыт

Похожие статьи:

Используются технологии uCoz